Чувашский дом внутри
Ученые прошлых столетий отмечали, что все дома чувашей, и победнее и побогаче, были очень похожи. Это происходило и потому, что, по древним традициям, внутреннее устройство чувашского дома напоминало собой устройство всего мира.
Интерьер дома. В интерьере чувашского дома не было ничего лишнего, только самое необходимое для работы и отдыха, особенно в зимнее время.
Вход в чувашский дом всегда устанавливался на восток. Это было необходимо, так как во время молений чуваши всегда обращались в сторону солнца.
Справа от входа (реже слева) стояла печь, в противоположном углу по диагонали – стол.
Каждый угол имел свое название, и таким образом внутреннее пространство дома делилось на 4части – кереке, тепел, алак кукри (дверной угол), камака кукри (печной угол). Тепел могли отделять занавесом (чаршав).
В центре, в углу печи, устанавливали особый столб – улча юпи (улчепи) .К нему и к противоположным стенам высоко под потолком прикрепляли две плоские перекладины (лаптак кашта). На них хранили всякие мелкие вещи, клали хлеб, вешали одежду.
Мебель (сетел-пукан) изготавливалась из древесины и украшалась резьбой. Самым необходимым и универсальным предметом мебели были нары (сак). Их изготавливали врубали в стены сразу после строительства дома. Чувашские нары шириной около 1,5 метра были очень удобны и для работы, и для отдыха. На них, постелив подушки (ситар, минтер), перины или тюфяки(тюшек), спали всей семьей. Под нарами хранили всякую утварь.В холодное время маленьких детей не спускали на пол, и они целый день играли на широких нарах.
Под нарами в (тепели) был вход в подпол. Чтобы туда спуститься, верхнюю часть нар поднимали.
В древности у чувашей, как и у других народов Поволжья, стол (сетел) был не выше нар и использовался в особых торжественных случаях, например, во время молений и праздников. Это подтверждается особым отношением чувашей к столу. На него нельзя садиться, стучать по нему, класть грязные вещи.
К остальным предметам мебели можно отнести разные скамейки (сак, тенкел), полки (сулек, сентре),сундуки(арча, сунтах), кровать(путмар), стулья (пукан, тенкел).
Во время праздников дом украшали: нары накрывали войлоками, для сидения расстилали подушки, стол накрывали вышитой скатертью (елме).
Печь. Самым большим и важным предметом интерьера дома была печь (камака).
Как и у всех народов Поволжья, печи могли быть двух видов: «белые» и «черные». У «белой» печи была труба, и через нее дым выходил наружу. У «черной» печи такой трубы не было, и дым попадал в помещение. От него потолок и верхняя часть стен покрывались копотью, становились черного цвета. Во время топки «черной» печи открывали специальные (волоковые) окошки (тене) около двери и печи, через них выходил дым.
Для сооружения «черной» глинобитной печи возводили сруб, на него накладывали слой глины и ставили половинку деревянного дуплистого обрубка. Сверху набивали глину и камни. После просушки разводили огонь, и дупло сгорало, одновременно обжигая свод печи.
«Белую» печь клали из кирпичей, обмазывали глиной и белили.
Самыми лучшими дровами были дубовые и березовые. Они дольше сохраняли тепло, от них не было опасных для деревянного дома искр.