Хранение и стирка одежды
Хранение одежды. В древности для хранения одежды строили специальную клеть или амбар. Верхнюю одежду вешали на крючки. В летнее время их выносили во двор, вытряхивали и выколачивали. Для того чтобы не приставала моль, в клети развешивали пучки пахучих трав. Другую одежду развешивали на круглых жердях или укладывали в сундуки (арча, сунтăк). Сундуки делали из досок или плели из лыка. Более древнеё ёмкостью для хранения одежды были çупçе. Одежду, отрезы тканей сворачивали в трубки и вставляли вертикально. В таком виде платья и рубахи практически не мялись. Девушки хранили своё приданное именно в таких çупçе.
Писательница А. Фукс упомнила, что за некоторым богатыми чувашскими невестами давали до 100 рубах. В приданное невесты могли входить и женские, и мужские рубахи. В других документах также упоминается большое количество одежды, хранившейся в клети. Так в 1732 году у одного богатого чуваша из деревни Яндобы Чебоксарского уезда воры украли много вещей, в том числе: 8 хушпу с серебряными украшениями, 11 шуб, 10 кафтанов, 7 шапок. В 1749 году в деревне Именево также из описки украденного упоминается 60 мужских и женских рубах, в другой описи из деревни Янымова – 9 шуб, 12 кафтанов, 5 епанчей, 11 шапок, 45 женских и мужских рубах, 12 пар штанов, 20 сурпанов,
Многие исследователи отмечали чистоту и белизну чувашских платьев. С древности чуваши, как мужчины, так и женщины предпочитали белую одежду, вышитую шёлковыми, шерстяными нитками и бисером. Чувашский исследователь и писатель Г. Т. Тимофеев так описывал воспоминания своего детства: «Проезжали цивильские чуваши. У них на голове чёрная шапка из шкуры ягнёнка, белая рубаха, белые штаны, на ногах чёрные онучи. Проезжали чебоксарские чуваши. У них вся одежда белая-пребелая: белая шапка, белая рубаха, белые штаны, белые ноги, только у кого-нибудь синеватый сăхман. Ядринские чуваши приезжали и казались белоснежными лебедями, белыми-пребелыми: у них белые-пребелые рубахи, белые-пребелые штаны, белые-пребелые ноги, сверху белый шупăр накинут».
По представлениям чувашей, именно одежда из белой ткани была угодна богу, показывала чистоту самого человека и его мыслей и желаний. Во время обрядов и священных действий одевалась только белая вышитая одежда.
Чуваши издревле умели красить ткани в разные цвета. Для обозначения окрашивания ткани и нитей в чувашском языке существует специальный термин – пĕветме. Для сравнения: красить столб – юпа сăрламалла, красить ткань – пир пĕветмелле.
Но несмотря на это в чувашском костюме цветная одежда распространилась довольно поздно, в группе низовых чувашей под влиянием татарской культуры в конце XIX века, а в других группах – к середине XX века.